Главная > Образ смерти в живописи и фотографии

Образ смерти в живописи и фотографии

Различные культуры и философские течения трактуют смерть по-разному. Художники, скульпторы, люди творчества изображают картины смерти, в соответствии с принятыми культурными и религиозными традициями.

Образ смерти в искусстве Древнего мира

Человечество на ранних этапах своего развития пытается ответить на вопрос: что ждет его за последней чертой. Образ смерти в искусстве Древнего мира проникнут мистикой, аллегориями, трагизмом. Подтверждением тому иероглифы, скальные рисунки с изображением потусторонней жизни либо факта угасания.

Уже в те времена образ смерти ассоциировался с некой персонифицированной сущностью, которая сопровождает человека на пути в мир иной, то есть является своего рода проводником. Среди них Бог Сна (брат Гипноса), сын Вечного Мрака (Танагос), Боги Мертвых (Аид и Персефона).


На полотнах тогдашних живописцев присутствуют люди с крыльями, олицетворяющие ангелов, люди в черных одеяниях, олицетворяющие смерть, треглавые устрашающие сущности, стоящие на страже во врата мира Мертвых. Все эти образы пересекаются с мифами древних греков и римлян.

Что касается римлян, то они философски относились к смерти. Сохранившиеся до наших дней мозаичные картины на стенах Помпеи демонстрируют, например, скелет, возлежащий в вальяжной позе среди таких же пирующих особ, он попивает из бокала вино. Вся картина как бы говорит о том, что нужно наслаждаться жизнью и не страшится ухода в мир иной.

Смерть в живописи художников эпохи Средневековья

Древние символы смерти были многолики и не однозначны. Человек пока еще ищет ответ на вопрос. Поэтому в искусстве древности присутствуют совершенно разная символика, где преобладает череп, кости, факелы и нет углубленного погружения в детализацию и сюжеты.


В период Средневековья художники в своем творчестве начинают опираться на мифы и мифологии, присущие обществу. В своих мыслях и догадках они руководствуются верованиями и религией. Изобразительное искусство достаточно часто обращается к теме смерти. Можно сказать, что картины смерти позволяют понять философию той далекой эпохи.

Примерно к 14-15 столетию в картинах художников появляются женские демонические образы, в частности, смерть с косой. Богов Смерти по-прежнему рисуют устрашающими, с когтями, рогами, оскалом, клыками, хвостом. Однако, картины, где косматые, чудовищные божества в женском облике добивают раненых на поле боя и пьют их кровь, постепенно заменяются библейскими сюжетами с христианской тематикой. Появляются такие полотна, как «Распятие», «Положение в гроб», «Оплакивание», «Мертвый Христос» и многие другие.

Смерть в искусстве Нового и Новейшего времени

Смерть для людей всегда есть и будет явлением загадочным, непознанным. Люди додумывают свое будущее, пытаясь предугадать, что произойдет с ними в загробном мире. По мере развития общества совершенствуется образ смерти — он становится более реалистичным. Появляются картины с изображением убийц, самоубийц, эпизодов с казнями, расстрелами, похоронами, гибелью на поле боя — то есть, сцены из реальной жизни.

Неизгладимый след в искусстве оставила Великая Отечественная война. Холсты передают все тревоги, страхи и боль, которые довелось испытать народу. Смерть в картинах живописи подается как героизм, проявление великого патриотизма, хотя изображения не лишены драматизма и скорби.

Посмертные фото

Живопись, графика, фотографии становятся привычным атрибутом современной жизни. Все чаще фотографы, стремясь запечатлеть значимые, эпохальные события в жизни человека, обращаются к созданию посмертных фото.

Традиции фотографировать покойника или умирающего в момент смерти берут свое начало со времен викторианской эпохи. В аристократической среде модным было заказывать посмертные портреты. Художника приглашали к смертному одру с тем, чтобы тот запечатлел члена семьи в последние моменты его жизни. Посмертные портреты часто заказывались, когда умирал ребенок. Образ матери с умершим ребенком на руках часто встречается в портретной живописи тех времен. Вскоре портреты заменили фотографии.

В 19 веке покойников снимали в окружении семьи и привычного интерьера, с любимыми питомцами, если таковые имелись. Незамужних девушек наряжали в подвенечные платья. В числе стандартных фотографических сюжетов был портрет в открытом гробу.

Не все люди склонны делать посмертные фото близких им людей. Эта традиция больше присутствовала у знаменитых, публичных личностей. Новое развитие фотография покойника получила в периоды Первой и Второй мировых войн. Корреспонденты стремились запечатлеть трагические события тех времен, соответственно, в их сюжетах было много погибших солдат, офицеров и гражданских лиц. Посмертные фото стали немыми свидетельствами тех ужасных событий.

Смерть в картинах и фотографиях современности

Современные фотографии часто отражали летопись прошедших войн. Появились постановочные фото с элементами смерти. С точки зрения новых возможностей фото-технологии, такие фотографии обладают определенной художественной ценностью. Стилизация смерти приобретает новый штрих.

В этом плане прославился известный мастер фотографии Д.П. Уиткин. Он создавал устрашающие, жуткие фотографические сюжеты на основе вскрытых трупов, добавляя в фотографии религиозную и мистическую атрибутику, часто абсурдно-философского толкования. Серия таких фотографий вышла под названием «Лики смерти».

Фотографии мертвецов в состоянии их распада предпочитал фотографировать американец С. Манн. Немецкий фото-портретист В. Шелс фотографировал умирающих людей в хосписе, назвав серию своих фотографий «Жизнь перед смертью».

Тему смерти не обходят и художники, создавая множественные натюрморты с черепами, костями, ритуальной атрибутикой, демонстрируя то, что смерть — неизбежный удел каждого человека. Вместе с тем, в картинах изобразительного искусства художники избегают фотографической точности и ужасающей натуралистичности, как это получается в фотографиях.