Древние символы смерти

Предметы и образы как символ смерти
Традиционно символами смерти считаются человеческие останки. Череп, скелет, кости естественным образом ассоциируются с гибелью и кончиной. Предметы, которые сопровождают погребение или как-то связаны с уходом из жизни, также стали символами смерти. В первую очередь, к таким предметам относится могила, кладбище, гробница, венок, масса других специфичных ритуальных предметов.


Создается впечатление, что древние народы соревновались в желании изобразить смерть как можно более устрашающей. Повсеместно смерть представляется стоящей за спиной или мчащейся на коне. В руках она держит косу или черные стрелы, которыми уничтожает огромное число человеческих жизней. Стрелы, меч, коса — стали со временем предметами, ассоциирующими смерть.
Так называемые «цветы смерти» всегда сопровождали, и по сей день сопровождают, погребальные мероприятия. Плакучая ива, кипарис, нарцисс и мак — эти цветы в различных культурах символизируют смерть либо так или иначе связаны с кончиной и погребением.

Со временем символов смерти появляется все больше. В 16-17 веках с кончиной и скорбью ассоциируются, например, песочные часы, представляя собой символ стремительно утекающего времени. Пустые кубки, увядающие цветы, погасшие свечи — все эти атрибуты ассоциативно связаны с угасанием жизни. Даже такая вещь, как курительная трубка являла собой быстротечность земной жизни, которая улетучивается как дым. Меч и золото, символы славы и богатства, рассматривались, как напоминание о том, что ничего невозможно унести с собой на тот свет. Лук и стрелы олицетворяли внезапную кончину.
Животные как символы смерти
Представления о загробном мире отражались также в аллегорических изображениях животных. Наскальные рисунки древних дошли до наших дней, и дают наглядную картину их мировосприятия. Изобразительное искусство, книги рассказывают нам, какие символы присутствовали в средневековой Европе.

В те времена змея, лев, скорпион часто ассоциировались у людей со смертью. Кто бы мог подумать, что легкая, порхающая, светящаяся всеми цветами бабочка, олицетворяла мимолетностьи быстротечность жизни. Черное ездовое животное, например, конь, верблюд, также относятся к смертоносной символике.
Лодки, корабли в воображении людей становились тем средством передвижения, которое перевозит усопших в загробный мир. По аналогии с этим фактом в этрусском искусстве обнаружено, что вместо кораблей души мертвых перевозили дельфины.

Во многих мифологических рассказах кошки означали зло и силу тьмы, а значит, ассоциировались со смертью. Считалось, что ловкое, хитроумное животное способно перевоплощаться. В сказаниях о ведьмах всегда присутствовала черная кошка. В то же время Бог Солнца Ра в «Книге Мертвых» представляется большим котом. В христианской религии животные из семейства кошачьих связаны с ленью, сатанинским началом и нечистой силой. Поверья гласят, что ведьмы отправляясь на шабаш, перевоплощались в образ кошки и отправлялись на оргию вскачь на черных котах.
Цвета смерти в религиях
Для Европы символическим сочетанием со смертью традиционно был и остается черный цвет, для восточных народов — белый.
У восточных народов считается, что смерть являет собой переселение в райским мир и вовсе не означает горе. Поэтому покойника одевают в белый погребальный саван, и приглашенные в качестве траура надевают белую одежду.


В христианской религии черный цвет ассоциируется с мраком, дьяволом и муками грешников в преисподней. Монахи носят черную одежду, потому что олицетворяют собой смерть в привычной действительности, они умерли для внешнего мира.
В других мифологиях черный цвет — символ греха, отчаяния и пустоты. В знак скорби люди надевают черные наряды.
Боги смерти
Образ смерти всегда изображался зловещим и пугающим. В то же время Боги загробного мира не обязательно имели устрашающее обличье. Религия намеренно создает божественные образы, которые символизируют одновременно страх и неизбежность, а также надежду на райскую жизнь.
В греческой мифологии олицетворением смерти служил Бог Танатос. Он был сыном Эреба, который олицетворял вечный мрак, и имел брата-близнеца — Бога Сна Гипноса. Его мать Нюкта управляла ночной тьмой.


Из китайской мифологии известна богиня Забвения Meng Po. Она служит в Царстве Мертвых и занимается тем, что помогает человеческим душам обрести новое воплощение после смерти. Она собирает особый чай, который очищает душу от прежних грехов. Испив такой чай перед смертью, человек прощается с душой, а та, в свою очередь, очищается от накопленных знаний и грехов, забывает прежнюю жизнь и воплощается в новом облике.
В литовской мифологии можно встретить богиню смерти Гильтине. Она бродит по свету и, встречая людей, страдающих от смертельных болезней, душит их или сворачивает им шею.

У одного из народов Индии есть божество MASAW. Бог смерти является хозяином загробного мира и помогает людям преодолевать страхи, связанные с кончиной. На гробницах этрусских народов часто можно увидеть Бога Айта — правителя подземного царства. Он изображается с бородой, одетый в плащ. Его роль состоит в сопровождении умершего в подземный мир. Во многих мифах причина смерти — это гнев божества, разозлившегося на человека за непослушание, грехи или зависть.























