Скидка 5% на заказ до 30.04.2024 года
Скидка 5% до 30.04.2024
Главная > Похоронные традиции Востока
Отношение к смерти и погребальные церемонии в определяющей степени связаны с культурными и религиозными традициями народов. В зависимости от вероисповедания, обряд похорон у людей разных конфессий наполнен особым эмоциональным и философским смыслом. Восточные традиции похорон в Индии, Японии, Китае пересекаются с идеологией буддизма, индуизма, синтоизма, конфуцианства.

Отношение буддизма к смерти

Философия буддизма весьма оптимистична. Смерть не считается окончанием жизни. Буддисты верят, что уход из мира людей — это перерождение. Считается, что вселенная состоит из 6 миров, где есть боги, полубоги, люди, животные, демоны и полудемоны. В течение жизни человек нарабатывает карму. В зависимости от своих деяний на земле, душа усопшего перерождается и в новом качестве вселяется в другое тело. Процесс называется сансара.

Буддийское учение имеет много тонкостей. Согласно вере, истинная благодать — это достижение нирваны, то есть выхода за пределы сансары, когда смерть, как таковая, перестает существовать. Всю свою жизнь буддист готовится принять смерть. Для этого он старательно накапливает благодетельные поступки. От этого зависит, в чьём теле он возродится в будущем.

Место смерти Будды

Буддистское кладбище

Умирать в кругу семьи считается хорошим знаком. Совместные молитвы родственников помогают умирающему обрести спокойствие. Слезы, страдания не приветствуются. Нет понятия исповеди, так как отпущение грехов не имеет смысла. Духовный учитель и родственники лишь молятся за то, чтобы душа сделала правильный выбор при переходе в иное тело.

Хоронят усопшего на третий день. Похоронной процессии предшествует омовение и обряд смачивания губ водой. Отпевание происходит дома.

Ритуальные традиции индуизма

Индуизм во многом схож с учением буддизма. Смерть трактуется не как окончание жизни, а как реинкарнация — переход в иную сущность. Чтобы душа освободилась от плоти, тело сжигают. Если это не сделать, то душа будет вечно блуждать между мирами людей и богов, не находя себе покоя.

Обряд погребения для индуса имеет большое значение. Духи усопших предков в пределах минимум 3-х поколений считаются самыми почитаемыми божествами. Обычаи брахманизма требуют положить умирающего на пол и молиться всем членам семьи, пока душа не покинет тело.

По индуистским традициям человека хоронят в течение 24-х часов. После кончины усопшего обмывают, мужчинам обривают бороду и голову, женщинам факелом опаливают волосы, тело обтирают благовонными маслами. Вокруг умершего обязательно разбрасывается бетель — растение, считающееся в Индии символичным. Тело украшают гирляндами из цветов, наносят на лицо религиозную символику, лоб присыпают рисом и бетелем. К месту сожжения тело доставляют на носилках. В отличие от буддизма, слезы, громкий плач, скорбные рыдания приветствуются.

Отношение к смерти синтоизма

Синтоизм — национальная японская религия, где сошлись воедино традиции древности и современные взгляды на жизнь. Учение основано на анимистических верованиях. Смерть в синтоизме отрицается, считается неприятным явлением, которое мешает богослужению.

Жрецы синто не принимают участия в погребальных молитвах и в обряде похорон. Родственники молятся о душах усопших дома самостоятельно. Считается, что храм не должен быть осквернен духом смерти.

Кладбище Окуноин, Япония

Гора Коя-Сан, Япония

Произнося молитвы, родные взывают к магическому существу — ками, а также к духам ранее почивших родственников. Считается, что духи всегда охраняют живых людей из числа своего родства. В некотором смысле синтоизм перекликается с буддизмом. Обряд похорон стараются провести тихо и побыстрее «забыть» о смерти», начав общение с умершим духом.

Ритуальные традиции конфуцианства

Конфуцианство — религия китайской культуры. Ей не свойственны идеи бессмертия души в том аспекте, как это подает христианское учение. Жизнь рассматривается, как великое благо. Смерть — это лишь смена пути, некое зло, которое нужно преодолеть.

Согласно конфуцианской теории, после ухода человека из жизни следует новое рождение. Познание человека, совершенствование его умственных, нравственных качеств находятся в центре внимания конфессии. Материальный мир, рассуждения о загробной жизни и посмертной участи души мало интересовали Конфуция.

Однако это не значит, что китайское общество лишено религиозности. В соответствии с конфуцианской философией Верховным Богом считается небо «тянь», а Верховным Владыкой — Шан-ди. Китайцы верят, что у человека есть две души. Материальная появляется в час зачатия и после смерти отправляется в преисподнюю, а духовная отправляется на Небо.

Традиции в похоронных обрядах и поверья Востока

С религиозными верованиями связаны традиции похоронных обрядов. Китайцы считают, что души предков оказывают влияние на жизнь потомков. Поэтому забота об умерших является священной обязанностью каждой семьи.

В Китае усопших кремируют. Процесс кремации назначают на третий, пятый или даже седьмой день после смерти. За это время родственники должны успеть проститься с усопшим. Проводы делают пышными. Длительность прощания, как и длительность траура, зависит от степени родства. Церемония похорон проходит в несколько этапов: прощание, кремация, захоронение праха.

Особенностью китайский похорон является белый цвет. Приглашение на похороны оформляют непременно на белой бумаге. Покойного одевают в белые одежды, хотя в последние годы от этой традиции начинают отходить. Стол покрывают белой скатертью, на нем размещают фото усопшего. Родственникам и приглашенным надевают белые повязки на руку.

В Японии похороны проводят по буддийским канонам. Губы покойного смачивают водой. Тело омывают. Часто на грудь усопшего кладут нож, дабы уберечь тело от нечистых духов. Естественные отверстия принято затыкать хлопковой тканью. Мужчин одевают в костюмы, женщин — в кимоно. В Японии, как и в Китае, принято на похороны приносить деньги, в знак соболезнования и поддержки. Японцы при этом дополнительно дарят покойному подарок. Еще одним интересным фактом является то, что согласно японским поверьям, покойнику принято присвоить новое имя, чтобы в дальнейшем при молитвах за него не тревожить душу умершего.

Перерождение. Сансара.

Погребальный костер, Индия

В Индии тело также кремируют. Состоятельные семьи могут позволить себе погребальный костер из дров, однако, это дорогой обряд. Бедняки довольствуются обычным крематорием. Ритуал проводит непременно старший сын. По часовой стрелке он должен семь раз пройти вокруг покойного, поджигая костер. Траурное действо сопровождается веселой музыкой и песнями, посвященными Богу. В костер отправляют также жертвенные вещи, которые, согласно поверью, могут понадобиться усопшему в загробном мире. Золу с костров отправляют в реку. Через 4 дня участники похорон возвращаются на кострище и собирают оставшиеся кости, которые закапывают. Если у индуса нет денег на кремацию, его тело сбрасывают в воды Ганга, которые считаются священными.

Читайте также:

Перейти в начало страницы