Почему смерть изображается с косой?

Вначале смерть ассоциировали со скелетом в черном плаще. Зловещий призрак приходил за теми, чьи жизненные часы достигли последней черты. В Древней Греции Бога Смерти Танатоса изображали с мечом. Он проводил последний ритуал, срезая с умирающего прядь волос, после чего душа уносилась с ним в Царство Мертвых.
Откуда взялся образ смерти с косой
Есть версия, что смерть с косой приходит к беднякам. К знатным особам стучится смерть с мечом. По другой версии, причина кроется в том, что в древней мифологии боги, отвечающие за переправу душ в загробный мир, одновременно были богами плодородия. Возможно, поэтому в сознании людей предание человека земле ассоциировалось с аграрной атрибутикой.


Нередко костлявую изображают не с косой, а с серпом. Бог Египта Осирис, который отвечал за плодородный урожай в долине Нила, одновременно выступал правителем Царства Мертвых, при этом всегда изображался с серпом.
Позже образ смерти изображал старик — в своих руках он держал серп и песочные часы. Легенда гласит, что это древнегреческий Бог Харон, который переправлял души в мир иной и за это брал монетку. Отсюда пошла традиция класть монету покойному под язык. Если монетки не оказывалось, Харон отсекал серпом голову.

Серп присутствовал в символике славянской женщины по имени Морена. Этим орудием она отрезала умирающему невидимые жизненные нити. При этом она была сестрой Живы, в чьи задачи входило возрождение природы и хороший урожай.
Постепенно серп заменялся косой, которая тоже является атрибутом для земледельческих работ. К тому же серп выглядит, как молодой месяц, который, словно человек, рождается, живет какое-то время, стареет и умирает.
Откуда появилась коса?
Серповидные клинки были популярны у воинов, которые часто погибали на полях сражений и принимали смерть. А вот, у крестьян часто присутствовал модифицированный серп — новаторское орудие на длинной ручке и с удлиненным клинком. Таким орудием легче было захватывать колоски, да и вражеские головы косить было намного быстрее.

В 14 веке, во время легочной чумы, которая косила всех подряд, в Европе стал появляться персонифицированный образ смерти в виде жнеца с косой. Мрачный скелет в черном развивающемся балахоне держал в руке косу, чем приводил в ужас одним только своим видом. Иногда его изображали восседающим на коне, подчеркивая масштабность трагедии.
Как смерть предстала в облике женщины?
Так сложилось, что постепенно страшный, иссохший жнец с косой стал заменяться женским обликом. Возможно, в народных представлениях женский образ больше подходил на такую роль.
В древней Элладе с богиней Деметрой был связан ритуал, который проводился каждую весну. Чтобы получить хороший урожай, жнецы выбирали жертву, убивали ее, а тело закапывали в землю. После этого обряда приступали к засеванию поля. Кровавый ритуал объяснялся тем, что смерть являет собой продолжение жизни. Как незрелое зерно кладут в землю, чтобы в будущем оно проросло и дало урожай, так и жертву убивали и зарывали в землю, которую называли Матерью Земли, чтобы она дала начало новым живым сущностям.

Преимущественно у русских людей смерть стала изображаться в виде костлявой старухи. Причем сначала ее представляли в облике высокой женской фигуры с длинными, растрепанными волосами и скорбящим лицом. Постепенно образ принимал зловещие очертания, и в конечном итоге облик смерти предстает в том виде, в котором дошел до наших дней.
Белорусы представляли смерть аналогично — в виде зубастой старухи с острой косой. Исключение составлял наряд — это был белый саван.
Почему у смерти женское лицо?
Как мы видим, облик смерти в разных религиях и культурах претерпевал изменения с течением времени. В своем большинстве смерть рисовали в образах: жнеца, скелета, ведьмы, кикиморы.

В руках у них были мечи, серпы, косы, песочные часы, как символ уходящей жизни. В конечном итоге, предвестницей кончины стал женский образ. Возможно, это связано с тем, что женщина ассоциируется с этапами жизни. Она дарит новую жизнь, вынашивая ребенка, она же вправе быть причастной к таинству смерти. Логику рассуждений подтверждает религиозная мифология многих народов, где смерть выступает лишь как новый этап, переход в другое состояние и вечную жизнь.























